Выставка «Вместо сердца – пламенный мотор!» торжественно открыта. В открытии принял участие директор Научно-мемориального музея профессора Н.Е. Жуковского В.Г. Каркашадзе. В 2019 году музей стал филиалом ГМИК им. К.Э. Циолковского. Среди посетителей была молодежь – экскурсанты музея — и калужские ветераны труда. С выставкой посетителей познакомила автор Е.В. Архипцева. Названием выставки «Вместо сердца – пламенный мотор!» известные строки «Марша авиаторов» стали не случайно. В центре внимания выставки – спичечные этикетки по теме авиации. Сердце самолета, его пламенный мотор символизирует пламя спички.
Настоящая выставка – продолжение совместного проекта, сотворчество ГМИК им. К.Э. Циолковского и московских филуменистов, которые любезно предоставили на выставку спичечные этикетки, коробки и сувенирные наборы спичек. Это материалы членов Московского клуба филуменистов «Сувенир» им. В.М. Богданова и Музея спички. Кроме того, на выставке представлено 28 подлинных, мемориальных, раритетных предметов из музея Жуковского. Это уникальная нумизматика, фалеристика, модели авиационной техники. Но больше всего, конечно, спичечных этикеток. По ним можно проследить историю авиации.
Выставка посвящена 100-летию Гражданской авиации России, которая была создана в 1923 году постановлением Совета труда и обороны.
И надо же было такому случиться, что именно в 1923 году правительство Великобритании предъявило нашей стране ультиматум, составленный лордом Керзоном. Ультиматум содержал обвинения в антибританской пропаганде, выдвигал ряд политических, экономических и территориальных требований.
В ответ на ультиматум Керзона в нашей стране вышла спичечная этикетка с изображением самолета с крепко сжатым кулаком вместо кабины. Это была самая первая спичечная этикетка по авиационной тематике. Коробок с этой этикеткой можно видеть на фотоснимке выставки. Этикетка была выпущена в Гомеле на фабрике «Везувий».
А изображенный на ней самолет — учебный биплан П-IV Бис конструкции Александра Александровича Пороховщикова. Биплан был построен в 1917 года, в 1920 году модернизирован. Ранее конструктор работал над танком, который хотели построить в Великобритании, но проект не пошел. А вот самолет, предназначенный для отработки навыков пилотирования, получился хороший. С тех пор биплан П IV Бис стал визитной карточкой спичечной промышленности.
На выставке можно видеть два спичечных коробка, выпущенных в 1925 году на Новгородской фабрике им. Ленина. Это самые старые спички нашей выставки. На них изображен биплан Пороховщикова. Здесь же спички более позднего выпуска — 1930-х — 1940-х годов с изображением биплана и портретом его создателя.
В 1950-е годы в Калужской области начала работу Балабановская экспериментальная спичечная фабрика, тогда же и был разработан дизайн спичечной этикетки с изображением биплана П IV Бис. Эта спичечная этикетка, облетев множество спичечных фабрик разных стран, выпускается и сегодня. Коробки с изображением биплана, выпущенные на разных фабриках страны и за рубежом, на выставку передал Сергей Мазаев, который с детских лет увлекается филуменией. Отдельные спичечные этикетки, старательно скомпонованные на коллекционных листах, на выставку представили филуменисты Олег Ливертовский, Владимир Колозин и Михаил Опарин. На этих этикетках – множество авиационной техники, первым делом – самолеты, да и винтокрылые машины различных лет и назначений, разработанные советскими, российскими авиаконструкторами.
«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!», — так можно сказать о каждом выдающемся деятеле в области авиации, которые представлены на видеопанели выставки.
Да, на аппарате тяжелее воздуха впервые поднялись братья Райт. Но если бы Александру Федоровичу Можайскому, соорудившему первый в мире полноразмерный самолет, выделили средства на его доработку, родоначальницей авиации была бы Россия!
Отцом русской авиации является Николай Егорович Жуковский. Жуковский и Циолковский. Их жизнь, их творчество в области авиации на выставке перекликаются.
Так, оба наблюдали за полетом птиц. В 1891 году Жуковский выступил с докладом «О парении птиц», который лег в основу изучения аэродинамики, заложив теорию авиации будущего. Отдельный оттиск издания Жуковского представлен на выставке.
Циолковский в 1891 году пишет рукопись «К вопросу о летании посредством крыльев», затем публикует извлечение из нее под названием «Устройство летательного аппарата насекомых и птиц и способы их полета». Отдельное издание этого труда можно видеть на выставке.
Кроме того, в 1894 году, за 9 лет до полета братьев Райт, Циолковский разработал проект птицеподобной авиационной машины. Чертеж машины Циолковского в виде застывшей в полете, планирующей птицы можно видеть на выставке. В работе заложены основы аэродинамического расчета. Ученый рассчитал потребную мощность двигателя, скорость для горизонтального полета, подъемную силу крыла и силу лобового сопротивления. Аэроплан целиком из металла. На носу соосные винты. В хвостовой части рули управления и высоты. Бензиновый двигатель. Убирающееся шасси. Но самое удивительное – крыло аэроплана – изогнутое, неподвижное. Жизненность выдвинутых ученым идей подтверждена ходом мирового самолетостроения. Своей работой он на 25-30 лет опередил развитие авиации.
Оба, Жуковский и Циолковский, радовались успехам немецкого воздухоплавателя Отто Лилиенталя, соорудившего искусственные крылья. Оба печалились его гибелью в одном из полетов в 1896 году. Жуковский: «В Германии гибель Отто Лилиенталя произвела панику. Но первое тяжелое впечатление пройдет, и у любителей воздухоплавания останется в памяти, что был «летающий человек», и снова неугомонная жажда победы над природой проснется в людях»… Циолковский: ««… недавно парил со своими искусственными крыльями известный исследователь Лилиенталь, которого однажды порыв ветра поднял на несколько метров кверху, что хотя и замедлило его падение, но было весьма рискованно, так как грозило перекувырнуть экспериментатора (кстати, считаю долгом выразить глубокое мое соболезнование по поводу проникшего в печать известия о несчастии с ним во время полета)».
В 1910-е годы, когда Жуковский приступил к разработке воздушного винта, исследованию наиболее выгодной формы его лопасти, Циолковский уже думал о реактивных аэропланах. «За эрой аэропланов винтовых должна следовать эра аэропланов реактивных, или эра аэропланов стратосферы!», — писал ученый.
И Жуковский, и Циолковский обожали велосипедные прогулки. На выставке можно видеть иллюстрации с изображением и одного, и другого на велосипеде. Только Жуковский во время таких прогулок представлял за спиной крылья, а Циолковский мечтал о космосе!
На выставке имеются барельефы двух ученых, посвященные им памятные медали и два фотоснимка с их изображением. Оба за письменным столом. Каждый в своем рабочем кабинете. Оба снимка сделаны незадолго до смерти каждого из них.
Следующий раздел открывается фотоснимком Циолковского среди членов Калужского отделения Общества друзей Воздушного флота. 1924 год. Здесь же членский билет Циолковского Общества друзей Воздушного флота, выданный ученому в 1924 году.
Здесь же нагрудные знаки ОДВФ, а также жетоны, посвященные Воздушному флоту России, значки Аэрофлота.
В 1920-е – 1930-е годы российскими авиаторами совершаются дальние полеты. Так, межконтинентальный перелет Москва — Нью-Йорк впервые совершен в 1929 году на самолете АНТ-4 конструкции Туполева. Перед вами героический экипаж, совершивший перелет, и командир экипажа Шестаков. Здесь же модель самолета «Страна Советов», на котором летали отважные пилоты. И памятный знак, посвященный перелету экипажа Шестакова из Москвы в Нью-Йорк в 1929 году – уникальный экспонат. Но он не единственный.
На одной из открыток, как и на экспликации нашей выставки, можно видеть красивый самолет ярко-красного цвета. Это самолет АНТ-25 конструкции Туполева и Сухого. В 1936-1937 годах на этом самолете совершены легендарные перелеты на Дальний Восток, через Северный полюс в Америку. На нем летали знаменитые летчики Михаил Громов и Валерий Чкалов.
На выставке представлен памятный знак, который был вручен авиатору Громову за рекордный перелет из СССР через Северный полюс в США в 1937 году. А также знак «Почетный гражданин г. Лос-Анжелеса», которого был удостоен Громов за свой перелет в США в 1937 году.
Здесь же наградная медаль им. Туполева, учрежденная Академией наук СССР «За выдающиеся работы в области авиации», которой был награжден авиаконструктор Сухой, а также медаль Марины Попович, которую она получила за 10 мировых рекордов на самолете Ан-22 – «Антей».
Среди представленных моделей хотелось бы выделить два бомбардировщика. Это бомбардировщик Пе-2, который выпускался до 1945 года, и бронированный бомбардировщик, выпуск которого был налажен в 1944 г. Оба успешно громили врага на фронтах Великой Отечественной войны.
Хочется надеяться на дальнейшие успехи российской авиации!
Выставка будет работать до 5 июня. 9-го мая с 11 час. до 14 час. на площадке выставки состоится мастер-класс «Спички как игрушка» для маленьких посетителей музея. Дети будут мастерить спичечные самолетики. Взрослым, как выяснилось, это занятие тоже пришлось по душе. Начиная с 11 мая, ежедневно с 11 час. до 12.30 на площадке выставки мастер-класс для детей будет повторяться. Занятия также состояться в Ночь музея.