«ЦИОЛКОВСКИЙ ПЕРЕВЕРНУЛ МНЕ ВСЮ ДУШУ»

Удивительно устроена жизнь – чем дальше уходят от нас люди, тем ближе и понятнее нам они становятся. 1 мая 1935 года над Красной площадью прозвучали слова Циолковского: «Я верю, что многие из вас будут свидетелями первого заатмосферного путешествия». Человеку, который претворил в жизнь эти слова ученого, было чуть более года. Пройдут годы, и подросток Юрий Гагарин напишет: «Циолковский перевернул мне всю душу. Это было посильнее Жюля Верна, Герберта Уэллса и других научных фантастов».

Будущий космонавт впервые услышал о Циолковском от школьного учителя физики Льва Михайловича Беспалова. И чем больше знакомился Юрий с трудами и жизнью ученого, тем проникался все большим уважением к его личности. «Любовь к этому человеку, восхищение его одержимостью, страстностью, бескорыстным служением идее космических полетов пронес Юрий через всю жизнь», – написала в своей книге «Слово о сыне» Анна Тимофеевна Гагарина.

12 апреля 1961 года весь мир узнал о первом полете человека в космос. Радостно было в музее К.Э. Циолковского и в доме, где жила семья ученого. Знакомые и незнакомые люди из Калуги и других городов поздравляли дочь ученого, Марию Константиновну, с осуществлением давней мечты ее отца. А в адрес космонавта была передана телеграмма от родных Циолковского с приглашением побывать в Калуге.

В своей книге «Дорога к звездам» Гагарин написал: «Еще в космосе я решил обязательно побывать в старинном русском городе Калуге – колыбели теории межзвездных полетов. И случай этот быстро представился – калужане пригласили меня на закладку нового музея своего замечательного земляка К.Э. Циолковского».
13 июня калужане восторженно встречали первого космонавта планеты. Серебристый «Ил-12» произвел посадку на небольшом аэродроме Орешково неподалеку от Калуги. Еще продолжали лениво крутиться винты, а в проеме распахнутой двери уже появился Юрий Гагарин. Он легко спрыгнул с трапа на зеленую траву и сразу попал в объятья калужан. Первым объектом посещения был парк имени Циолковского. Пройдя по главной аллее к могиле ученого, Юрий Алексеевич возложил огромный венок из живых цветов, аккуратно, бережно расправил алую ленту, и застыл по стойке «смирно». Позднее он писал: «На постаменте обелиска солнце золотило слова: «Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство». Когда-то в Саратове я окончил этой фразой К.Э. Циолковского свой доклад о межпланетных сообщениях. Как тесно прошлое переплетается с настоящим!»

Программой визита предусматривалась закладка первого камня в здание будущего музея истории космонавтики. Место для него было выбрано тут же, на окраине парка. Гагарин умело взял в руки мастерок, потом достал из кармана пятикопеечную монету и положил ее под первый кирпич. Это по старой народной примете – чтобы стояло будущее здание долгие годы. Затем начал ловко укладывать кирпичи. А к столбику была прикреплена памятная доска с надписью: «Здесь будет сооружен музей К.Э. Циолковского. Первый камень будущего музея заложил 13 июня 1961 года летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Ю.А. Гагарин».

Затем кортеж машин направился к главной площади города, где состоялся митинг. Самая большая площадь в городе не могла вместить всех желающих увидеть и услышать космонавта. Люди стояли вплотную друг у другу, многие были с детьми. Начался митинг. Поблагодарив калужан за приглашение, космонавт начал очень трогательно и тепло о Циолковском: «Это был ученый-самоучка, о трудах которого в давние времена знали немногие. Царские чиновники не хотели их признавать. А он-то, Циолковский, как раз смотрел далеко вперед, видел столько, сколько в то время никто не видел и не мог видеть… Нет, не из пушки на Луну полетит человек, а на ракете, на той ракете, прототип которой рассчитал Циолковский». А еще Гагарин пообещал, что будущие космонавты, возвратившись из космоса, будут обязательно приезжать в Калугу.

Программа посещения Калуги была очень насыщенной, предусматривала она и знакомство космонавта с Домом-музеем Циолковского. Но ему надо было срочно возвращаться в Москву, и посещение музея пришлось отложить до следующего раза. Трудно даже передать, как были огорчены сотрудники Дома-музея, тем более, что следующая встреча состоялась через три года. Но перед отъездом из Калуги космонавт пообещал: «Я обязательно приеду сюда снова, чтобы побывать в первой космической лаборатории». Потом добавил: «А подарок для музея вам скоро передадут». Подарок был доставлен в Калугу в сентябре 1961 года, в канун 25-летия Дома-музея. Это были настольные часы «Космос». Оказывается, вскоре после посещения Калуги Юрий Алексеевич заказал их на Сердобском часовом заводе в дар музею. Часы были красивы и изящны. Вокруг светлого циферблата описывал круг маленький космический корабль «Восток». Внизу была надпись: «Дому-музею К.Э. Циолковского от летчика-космонавта Ю.А. Гагарина. 13 июня 1961 г.»

Во второй раз Юрий Алексеевич неофициально приехал в Калугу 24 мая 1964 года. Он решил без спешки познакомиться с местами, связанными с Циолковским, встретиться с Марией Константиновной Циолковской. Визит был столь неожиданным, что хозяева растерялись. Однако после первых слов приветствия и рукопожатий все почувствовали себя легко и просто. Гостей проводили в комнату, где последние два года жил и работал Константин Эдуардович. Юрий Алексеевич с волнением осматривал его комнату, аккуратно брал со стола его брошюры, книги по космонавтике, фотографии с автографами космонавтов, присланные дочери ученого, или подаренные лично. Во время беседы он передал привет от Сергея Павловича Королева и космонавтов, и подарил ей свою книгу «Дорога в космос», сделав теплую дарственную надпись. «Но самый дорогой подарок для меня, Мария Константиновна, это прекрасные идеи вашего отца, которые открыли путь человеку к звездам. Меня особенно поразило, с какой прозорливостью в своей книге «Вне Земли» он описал все то, что я увидел в космосе. Это поистине гениально».

Очень интересовал Гагарина вопрос о том, как же идет строительство нового музея Циолковского. Он считал себя в какой-то мере ответственным за строительство, ведь первый камень был заложен его рукой. Поэтому второй визит – на строительство музея, внимательный осмотр строящегося здания.

А потом Юрий Алексеевич с женой и друзьями направился в Дом-музей ученого. По его просьбе машина остановилась кварталом выше музея. Мимо старинных одноэтажных домиков – немых свидетелей жизни ученого, космонавт пешком спустился под гору, к старому одноэтажному дому. Космонавта встречал внук К.Э. Циолковского Алексей Костин.

Тогда, в начале 60-х годов, в маленьких комнатах музея была развернута не только мемориальная, но и научная экспозиция, связанная с первыми этапами изучения космоса. С нее-то и начал осмотр Юрий Алексеевич. Зал реактивной техники и космонавтики (если можно было так назвать небольшую комнату), казалось, не мог открыть космонавту ничего нового. В музее показывали тогда дублер Первого искусственного спутника Земли, копии лунных вымпелов, скафандр космонавта, точно такой, в котором летал Гагарин. Но он с огромным интересом знакомился с макетом ракеты Циолковского, изготовленной по его чертежам 1915 года, с действующей моделью ракеты «СССР-09». Очень заинтересовал его стенд, посвященный реактивной авиации 1940-х годов, где была представлена фотография первого советского ракетоплана. Увидев ее, он заговорщицки показал на скромную надпись: «… конструкции С.П. Королева». Видно было, что ему было приятно встретить в музее в то время строго засекреченную, а потому мало кому известную фамилию Главного конструктора ракетно-космических систем.

С особым волнением поднялся Гагарин по знаменитой лестнице в кабинет ученого. Особенно удивил космонавта рабочий кабинет Константина Эдуардовича – скромность, простота и рациональность. Его поразило, как в такой убогой обстановке начинались великие идеи покорения космоса. Он остановился у кресла Циолковского, чуть облокотившись на его спинку, и внимательно слушал рассказ о жизни ученого. Потом попросил посмотреть книгу Циолковского «Вне Земли», которая лежала на столе Циолковского. Ее он прочитал еще юношей, и потом, во время полета, не раз вспоминал о ней, восхищаясь прозорливостью Константина Эдуардовича. Впечатление произвела на Гагарина и мастерская. Увидев самодельную полку с инструментами, он сказал: «Как у моего отца, только инструмента побольше». Заинтересовал его и рассказ о спортивных увлечениях ученого, он с огромным интересом осмотрел его коньки и велосипед. После окончания экскурсии космонавту был подарен памятный сувенир – копия бюста К.Э. Циолковского работы калужского скульптора Н.Г. Прозоровского.

В Книге Почетных посетителей музея он сделал памятную запись: «С большим волнением побывал в доме, где жил и творил Константин Эдуардович… Очень счастлив, что мне первому удалось осуществить мечту Циолковского, завершить труд многих тысяч людей, готовивших первый полет человека в космос. Для нас, космонавтов, пророческие слова Циолковского о покорении космоса всегда будут программными. Всегда будут звать вперед».

В первый приезд в Калугу Гагарину был вручен Диплом Почетного гражданина города Калуги. Позднее космонавт признавался: «Я был глубоко тронут, когда меня вместе с К.Э. Циолковским калужане назвали почетным гражданином своего города». Он был прекрасным калужанином. И город Циолковского будет помнить о нем всегда!