Летуны: мечты и дела. К истории воздухоплавания

26 июня 2024 года в Научно-мемориальном музее профессора Н.Е. Жуковского – филиале ГМИК им. К.Э. Циолковского открывается выставка, посвященная ранним этапам воздухоплавания и людям – нашим соотечественникам, которые сделали реальностью мечты о полёте.

Оригинальные гравюры и их копии, обложки и репродукции отечественных и зарубежных журналов начала XX века из собрания специалиста по истории воздухоплавания А.А. Родных, фотографии и документы, связанные с историей воздухоплавания, из фондов Н.Е. Жуковского, В.П. Ветчинкина, А.М. Кованько и Б.Н. Юрьева помогут зрителю составить картину последовательного развития воздухоплавания: от воздушных шаров, изобретенных Монгольфье во Франции в середине XVIII века, к дирижаблям, а затем к летательным аппаратам тяжелее воздуха — аэропланам.

В архиве А.А. Родных (1871 – 1941) – журналиста, инженера и популяризатора науки, сохранились изобразительные материалы, связанные с историей воздухоплавания дореволюционного и довоенного периодов. Наблюдение за природой и полетом птиц приводило людей к мечтам о летании, к желанию уподобиться птицам и воспарить над землей.

В 1783 г. сразу несколько учёных и изобретателей смогли запустить в небо функционирующие летательные аппараты (воздушные шары монгольфьер и шарльер, названные в честь своих создателей). Эти факты потрясли весь мир, было создано множество гравюр, иллюстрирующих фантастические на тот момент события.

Воздушные шары служили людям, в том числе и в военных целях. А.М. Кованько (1856—1919) – командующий Учебного воздухоплавательного парка, налаживал производство воздухоплавательного имущества, пригодного для маневренной войны, формировал полевые воздухоплавательные подразделения. В экспозиции представлены документы из архива А.М. Кованько, в частности, схемы местностей, сделанные им с помощью воздушного шара.

Благодаря соединению двигателя внутреннего сгорания с аэростатами необычной сигаровидной формы появились управляемые воздушные шары — дирижабли.

В начале 1930-х гг. в нашей стране был организован специальный фонд дирижаблестроения. Авиационные плакаты, афиши о проведении авиационных праздников, листовки, призывающие к «участию в строительстве советских дирижаблей», макет дирижабля «СССР В-1», спроектированный и построенный в 1930 – 1932 гг. для учебных и тренировочных целей, стали частью экспозиции выставки.

Первым отечественным теоретическим исследованием, которое определило принципы будущего авиастроения, стала работа Н.Е. Жуковского «О полёте птиц» (1922 г.). Проанализировав наблюдения европейских орнитологов, выполненные в 1889 – 1891 гг., Н.Е. Жуковский впервые дал математическое решение задачи о скольжении птицы в спокойном воздухе, представил взаимодействие крыльев птицы с воздухом как взаимодействие твёрдых тел и вывел формулы.

На рубеже XIX – XX начиналась эра практического покорения неба и авиастроения. Завоевание воздушного пространства развивалось и расширялось в соответствии с новыми требованиями и возможностями, базировалось на практиках первых проб и ошибок пионеров авиации.

Выставка работает до 8 сентября 2024 года включительно.