Планер Отто Лилиенталя

Планер Отто Лилиенталя.

Подлинник. Материалы: бамбук, ивовые прутья, голландское полотно.
Первый в истории авиации серийный летательный аппарат тяжелее воздуха.
Приобретен в Берлине в 1895 г. профессором Н. Е. Жуковским и демонстрируется в нашем музее. Памятник науки и техники.

В 1893 г. в печати появилось известие о летающем человеке. Он совершал полеты, повторяя их по желанию интересующихся летательным делом, и обеспечивал безопасный спуск на землю.

Имя этого человека Отто Лилиенталь (1848 – 1896) – немецкий инженер, один из пионеров авиации. Окончил инженерную академию в Берлине. С братом Густавом изучал полёт птиц, несущие свойства крыла, принципы устойчивости, проводил эксперименты.

Первые серьезные исследования Лилиенталя в области полета относятся к определению силы удара крыльев. Снабдив крылья клапанной системой, он приводил их в движение действием ног. Однако при этом приходилось производить очень большую работу, на которую человек способен лишь на короткое время. Поэтому Лилиенталь от такого способа отказался и сосредоточил все свое внимание на действии ветра на кривые поверхности крыльев, обращенные вогнутостью вниз.

С 1891 года летал на балансирных планёрах собственной конструкции – монопланах и бипланах, изготовленных из ивовых прутьев, растяжек и полотняной обшивки, стартуя с холмов. В продолжение четырех лет (1892-1896) совершил свыше 2000 полётов на планёрах различной конструкции.

Убедившись в удовлетворительных планирующих свойствах своих летательных аппаратов, Лилиенталь в 1894 году приступает к производству планёров для продажи, разработав конструкцию стандартного планёра. Так было построено минимум 9 экземпляров. Таким образом, можно по праву считать Отто Лилиенталя конструктором первых в истории авиации серийных летательных аппаратов тяжелее воздуха.

В 1895 году, во время поездки в Берлин, Н. Е. Жуковский знакомится с Отто Лилиенталем и наблюдает за его полетами. Результатом этой поездки становится приобретение «отцом русской авиации» одного из серийных планёров.

В 1896 году, выполняя один из полётов, Лилиенталь погибает.

Немецкий конструктор сыграл значительную роль в развитии авиационных исследований во многих странах, в том числе в развитии работ братьев Райт.

Высоко оценивая деятельность Отто Лилиенталя, Н. Е. Жуковский в речи «О гибели воздухоплавателя Отто Лилиенталя», произнесённой на годичном заседании Общества любителей естествознания говорил: «Его имя занесётся на страницы истории воздухоплавания рядом с именами других мучеников науки, пожертвовавших своей жизнью для разрешения великой воздухоплавательной задачи, и я убежден, что о Лилиентале вспомнят, как об учёном, изведавшем этой дорогой ценой, важные тайны, ревниво охраняемые безбрежным воздушным океаном».