Плоская аэродинамическая труба

Плоская аэродинамическая труба была построена в 1909 г. членами Воздухоплавательного кружка при Московском императорском техническом училище (теперь МГТУ им. Баумана). Известная на весь мир конструкция была выполнена под руководством молодого студента
А. Н. Туполева.

Н. Е. Жуковский, руководитель кружка, очень быстро понял, что необходимо строить «галереи для создания искусственного потока воздуха». Связано это с тем, что явления аэродинамики весьма сложны и теория не всегда дает исчерпывающие ответы на многие вопросы, интересующие конструктора. Жуковский поручил Туполеву ответственное задание — построить трубу, позволяющую производить исследования винтов и целых частей аэроплана. Сам Андрей Николаевич впоследствии вспоминал: «Когда Николай Егорович поручил мне постройку, у меня не возникло никаких колебаний…, не задумываясь ни одной минуты, я приступил к делу и стал строить аэродинамические трубы, а ведь тогда никто путем не знал, как их надо строить».

Деньги на постройку получили от организованной членами кружка воздухоплавательной выставки. Кроме А. Н. Туполева в работах участвовали Б. Н. Юрьев, К. А. Ушаков, А. М. Шатерников, А. А. Комаров и др. Однако уже в 1910 г. из-за недостатка средств кружок был вынужден продать построенные им трубы (кроме плоской, была еще и круглая) Московскому техническому училищу.

Первоначально скорость потока в трубе доходила до 22 м/с. В 1915–1916 гг. труба подверглась реконструкции: вентилятор «Сирокко» был заменен вентилятором типа «НЕЖ», улучшена диффузорная часть трубы. В результате при том же электромоторе мощностью 23 л. с. максимальная скорость потока в трубе повысилась до 36 м/с. Это была первая аэродинамическая труба того времени с потоком такой скорости. С помощью аэродинамического эксперимента в ней определяли силы, действующие на самолет в различных его положениях, исследовали вопросы устойчивости, изучали картину распределения давления по поверхности крыла и фюзеляжа и т. д.

Эта установка являлась основной в лаборатории и верой и правдой служила до 1923 г. Известный ученый С. А. Чаплыгин отмечал, что «аэродинамические трубы, спроектированные и построенные Андреем Николаевичем по поручению Н. Е. Жуковского, положили начало существованию аэродинамической лаборатории Московского высшего технического училища, лаборатории, которая, в свою очередь, явилась ядром, из которого и вокруг которого развилось впоследствии учреждение мирового масштаба — Центральный аэрогидродинамический институт».

Впоследствии плоская аэродинамическая труба была передана в Московский авиационный институт (МАИ), где проработала до 1950 г.

Является памятником науки и техники.