5 августа 2022 года исполняется 131 год со дня рождения Б. С. Стечкина (1891–1969), академика АН СССР, крупного ученого в области теплотехники, двигателестроения, гидроаэромеханики.
Говоря о Борисе Сергеевиче необходимо вспомнить его учителя – великого русского ученого-механика, «отца русской авиации» профессора Н. Е. Жуковского, который сыграл огромную роль в его становлении. Жуковский посоветовал и помог ему поступить на механический факультет Императорского технического училища, где и началось формирование Стечкина как ученого.
В ИТУ Борис Сергеевич вместе со студентами – ближайшими учениками Николая Егоровича – Туполевым, Архангельским, Юрьевым, Ушаковым, Сабининым, Ветчинкиным принимал активное участие в работе знаменитого воздухоплавательного кружка, руководимого Жуковским, создавал аэродинамическую лабораторию технического училища.
В этом кружке началась творческая деятельность Бориса Сергеевича, который изучал и увлекался двумя дисциплинами: теорией авиадвигателей и классической гидродинамикой.
Жуковский в последние годы жизни передал чтение лекций по своим курсам теоретических основ авиации своим ученикам. Курс гидродинамики Николай Егорович поручил Борису Сергеевичу, который читал его в Институте инженеров воздушного флота и в МВТУ на авиационном отделении до 1929 года.
Следует отметить, что Борис Сергеевич Стечкин был одним из организаторов Центрального аэрогидродинамического института и с момента его создания в декабре 1918 года и до 1930 года руководил Винтомоторным отделом, в котором проводились испытания и исследования авиационных двигателей, поступающих в эксплуатацию.
Кроме того Б. С. Стечкин был членом коллегии и заместителем председателя ЦАГИ Сергея Алексеевича Чаплыгина, который очень высоко ценил его как крупнейшего специалиста по моторам.
С конца 1918 года Борис Сергеевич участвовал в работе комиссии ЦАГИ по постройке аэросаней, которые сыграли немалую роль в качестве транспортного средства, в том числе при освоении севера.
Кстати, в 1929 году, Б.С. Стечкин участвовал в качестве водителя в пробеге аэросаней, преодолев более 3,5 тыс. км.
В начале 20-х годов в ЦАГИ Стечкин занимался новыми доказательствами основных теорем гидродинамики, а в ряде работ по теории авиадвигателей дал основы теории теплового расчета авиационных моторов – выявил ряд формул и положений, являющихся в настоящее время общепринятыми.
Опыт изучения гидродинамики привел Бориса Сергеевича к известной его работе «Теория воздушно-реактивного двигателя», опубликованной в 1929 году.
Этот труд был высоко оценен в нашей стране и во всем мире, установил приоритет тогда Советского Союза по воздушно-реактивным двигателям, предвосхитил более чем на два десятилетия развитие авиационной науки и техники и создал основу современной теории воздушно-реактивных двигателей и их теплового расчета, в частности, методов расчета тяги.
Опубликованные труды Б. С. Стечкина легли в основу не только обучения студентов, но и практической деятельности конструкторов по созданию авиационных газотурбинных двигателей.
Огромны заслуги Бориса Сергеевича не только в разработке теории, но и в создании реактивных двигателей. В качестве примера можно привести его роль как научного руководителя при создании двигателя РД-3М конструкции Александра Александровича Микулина, установленного на первом реактивном пассажирском лайнере ТУ-104.
Б.С. Стечкин стоял у истоков создания нашего научно-мемориального музея профессора Н. Е. Жуковского. С Андреем Николаевичем Туполевым открывал музей 17 января 1956 г.
Неоднократно участвовал в чтениях и вручении дипломов и медалей лауреатам премий им. Н.Е. Жуковского, проходивших по традиции в музее.