К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ

«Все же мы служим в одних учреждениях, собираемся на площади, в собрания, театры, школы и кое-как живем, не вцепляясь друг другу в волосы. Но как все же чужды мы друг другу при этом. Еще истинной общественной жизни нет. Нет организации, нет умения составить одно целое. Этому надо и можно учиться. Будет ли успех?» К.Э. Циолковский. Свойства человека

Социологическая проблематика разрабатывалась ученым в течение почти двадцати лет, и приступил он к ней значительно позже, чем к трудам в области биологии, физики, техники, философии, религии. Сам ученый считал началом работы в этом направлении статью 1916 г. «Горе и гений». Действительно, именно 1916 год стал той точкой отсчета, с которой началось интенсивное исследование широкого спектра вопросов общественного устройства. Только в 1917 – 1918 годах были написаны статьи «Идеальный строй жизни», «Общественный строй», «Устройство людей на Земле», «Какой тип школы желателен?», «Свобода воли», «Миражи будущего общественного устройства».

О разнообразии затронутых ученым вопросов говорят и статьи, написанные в последующие годы: «Общественные установления, их преимущества и недостатки» (1919), «Система знаний (хлеб, жилища, одежда)» (1920), «Начало организации общества» (1920), «Непротивление» (1920), «Судьба мыслителей» (1923), «Горе человечества» (1927), «Двигатели прогресса» (1927), «Общественная организация человечества» (1928), «Право на землю» (1930), «Зачем работать» (1930), «Социалистическое строительство» (1932), «Права и обязанности человека» (1933), «Разговор (диалог) о праве на землю» (1933), «Демократия и иерархия» (1934), «Оценка людей» (1934), «Какое правительство я считаю лучшим» (1934), «Свет и тени» (1934), «Непротивление или борьба» (1935).

Вопросы, которые он ставил перед самим собой и перед нами, не устаревают и сегодня.
– Какими способами можно достигнуть социальной солидарности?
– Каковы социальные меры по совершенствованию человека?
– Как возможна гармония между общественным целым и человеческой личностью?

Один из таких вопросов – есть ли альтернатива революции? Ученый считал, что революции невозможно отрицать хотя бы потому, что они есть. Но главный, правильный путь развития – эволюционный. Развитие сознания приведет к формированию главной потребности, потребности в единении. Пока явно преобладают узкоэгоистические мотивы разрушения. Они поражают людей, страны, государства, регионы, целые культуры. Не сформированы истинные мотивы общественного поведения. Циолковский считал, что человек его времени был настолько слабо организованным социальным существом, что уступал даже муравьям и пчелам.

Главным злом человеческой натуры ученый считал такие качества, как насилие и лень. Вопрос с насилием понятен, на разных степенях насилия строятся всевозможные степени неравенства и социального зла, вплоть до мировых войн. А чем так уж вредна лень? Дело в том, что Циолковский очень высоко ценил роль человека, его творческий потенциал, его ответственность за качество нашей общей жизни, как на земле, так и в космосе. Цель жизни каждого из нас – максимально развить свои природные способности, трудиться на благо общества, внести свою лепту в строительство будущего. Во многих его строках звучат коммунистические мотивы.

Особая миссия лежит на гениях. «Горе и гений», «Гений среди людей» – статьи, в которых Циолковский размышлял об отношении толпы к талантам, о проявлении невежества, которое не позволяет большинству понять, насколько ему выгодно поддерживать и кормить выдающихся людей, а не завидовать им. Чтобы талантов рождалось больше, само население планеты должно увеличиваться, насколько это возможно. В статье «Будущее Земли и человечества» (1928) писал: «Зачем мы хлопочем о большой численности населения? Дело в том, что чем оно больше, тем совершеннее его члены и тем выше общественное его устройство».

В.И. Алексеева,
заведующая научно-просветительным отделом музея