Мероприятия

Международный авиационно-космический научно-гуманитарный семинар имени С.М. и О.М. Белоцерковских (17 июня 2021 г.)

17 июня в 10:00 открывается очередное заседание семинара. Место проведения – Научно-мемориальный музей Н.Е. Жуковского (Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского»), ул. Радио, д. 17, кор. 5

Международный авиационно-космический научно-гуманитарный семинар имени С.М. и О.М. Белоцерковских

20 мая в 10:00 открывается очередное заседание семинара. Место проведения – Научно-мемориальный музей Н.Е. Жуковского (Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского»), ул. Радио, д. 17, кор. 5

«Миниатюрный космос»

В Доме-музее А.Л. Чижевского открылась выставка спичечных этикеток из собрания музея по космической тематике. Спички пришли к нам из Англии. В 1826 году их изобрел

Подробнее
Историческое рукопожатие 1975 года

Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского реализует грантовый проект «Рукопожатие в космосе» в рамках Общественной Дипломатической Грантовой Программы посольства США в Москве. Партнерами музея

Подробнее
Циолковский. Калуга. Космос. Часть 44. Первая мировая выставка моделей…

«Выставка «АИЗ-ИЗа» доводит до Вашего сведения, что 10 февраля 1927 года откроется мировая выставка моделей межпланетных аппаратов и механизмов конструкций изобретателей и ученых различных стран…».

Подробнее

Новости ГМИК

Циолковский. Калуга. Космос. Часть 45. Первый пропагандист

«Широким кругам читателей идеи мои стали известны лишь с того времени, когда за пропаганду их принялся автор «Занимательной физики» Яков Исидорович Перельман, выпустивший в 1915 году свою популярную книгу «Межпланетные путешествия». Это сочинение явилось первой в мире серьезной, хотя и вполне общепонятной книгой, рассматривающей проблему межпланетных перелетов и распространяющей правильные сведения о космической ракете… Автор давно известен своими популярными остроумными и вполне научными трудами по физике, астрономии и математике, написанными, к тому же, чудесным языком и легко воспринимаемыми читателями», — писал Циолковский.

Яков Исидорович Перельман был известным в России популяризатором науки, ученым и педагогом. Его увлекательные книги были хорошо известны миллионам читателей. Но он еще по праву считается первым популяризатором идей Циолковского по межпланетным сообщениям.

А начиналось все так. В 1911-1912 годах в «Вестнике воздухоплавания» была напечатана вторая часть научного труда Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Первым на эту работу откликнулся один из молодых энтузиастов межпланетных путешествий В.В. Рюмин. Свою статью, озаглавленную «На ракете в мировое пространство», он отправил в журнал «Природа и люди», где Перельман в то время работал секретарем редакции. Статья была опубликована. Сам Перельман, заинтересовавшись новой для него проблемой, в ноябре 1913 года сделал в Обществе любителей мироведения доклад «Межпланетные путешествия, в какой мере можно надеяться на их осуществление?». Он уверенно говорил о том, что идея Циолковского – идея научно разработанная и глубоко продуманная. Осуществление ее мыслится в виде «реактивного небесного дирижабля». Все будет зависеть от «источника энергии» и «двигателя будущих небесных дирижаблей», с помощью которых человечество вступит в новый, «вселенский» период своей истории.

Газетный отчет об этом докладе Перельман прислал Циолковскому, чему тот очень обрадовался: «Письмо Ваше и статью в «Современном слове» получил и с удовольствием прочел. Вы подняли (с В.В. Рюминым) дорогой мне вопрос, и я не знаю, как Вас благодарить. В результате я опять занялся ракетой и кое-что сделал новое. Если напечатаю, пришлю Вам».

Тогда же, в 1913 году Перельман задумал написать популярную книгу о межпланетных путешествиях, которая бы включала в себя рассказ о Циолковском и его работах. По просьбе Перельмана ученый выслал ему свою автобиографию и схему-чертеж будущего космического корабля. Книга, получившая название «Межпланетные путешествия. Полеты в мировое пространство и достижения небесных светил», была издана в 1915 году. Ее автор сразу же отправил в Калугу. В книге он очень убедительно показал, что не пушечное ядро, а ракета Циолковского доставит путешественников на Луну и на другие планеты. Интересно, живо, и со знанием дела написанная, она быстро получила признание читателей, особенно ею зачитывалась молодежь. За два десятилетия книга выдержала 10 изданий. В 1927 году Циолковский, несмотря на свою занятость, написал предисловие к шестому изданию «Межпланетных путешествий».

По инициативе Перельмана журнал «Природа и люди» в 1918 году опубликовал научно-фантастическую повесть ученого «Вне Земли». Спустя год, став редактором журнала «В мастерской природы», он предложил Циолковскому сотрудничать с новым изданием. Ответ из Калуги пришел быстро: «Ваше предложение о помещении моих статей в журнале очень кстати, т.к. я стал уже унывать…».

Приходилось журналу иногда становиться защитником идей ученого. Так, после издания в Германии книги Германа Оберта «Ракета к планетам» журнал в разделе «Из книг и о книгах» писал: «По этому поводу считаем необходимым отметить, что первенство в проекте межпланетных перелетов на аппарате типа ракеты безусловно принадлежит русскому ученому К.Э. Циолковскому, еще в 1903 году опубликовавшему (в «Научном обозрении») свое исследование об этом предмете…». Далее в статье говорилось: «…это не единичный случай, когда оригинальные идеи Циолковского, недостаточно оцененные в России, получают развитие за пределами нашей родины».

Тогда же, в конце 1923 года, Циолковский узнав, что в Германии изобретен и запатентован «новый солнечный двигатель», отправил в редакцию письмо. Он писал: «В середине 1919 года я написал работу «Механика в биологии. В граве ХХ1У ее я подробно описываю прием получения высоких температур с помощью солнечных лучей. На днях читаю в журнале «В мастерской природы» (№5, 1923 г.), что берлинским профессором А. Маркузе мой прием применен к солнечным нагревателям

В архиве Академии наук хранятся 40 писем Перельмана к Циолковскому и 16 писем Циолковского к Перельману, много статей Якова Исидоровича и несколько его книг, посвященных ученому. Письма Циолковского в Ленинград были искренними и душевными, он делился своими замыслами и новыми проектами. При активной помощи Перельмана была переиздана, впервые после революции, научно-фантастическая повесть Циолковского «На Луне».

В дни, когда вся страна праздновала 75-летний юбилей Циолковского, Я.И. Перельман поздравил ученого скромной телеграммой: «Приветствую патриарха звездоплавания. Желаю ему светлой, покойной старости».

Презентация книги в музее Чижевского

18 июля 2021 года в Доме-музее А.Л. Чижевского состоялась встреча калужан с членами правления МОО «Общество «Россия – Германия» и презентация книги «Российско-германские экономические отношения: история и современность».

Авторами книги являются профессор А.В. Зверев, профессор А.А. Деревянченко и кандидат экономических наук М.В. Грачева, ведущие российские ученые-германисты, авторы многих публикаций, посвященных экономическим отношениям России и Германии.

Перед гостями музея выступил кандидат философских наук, доктор социологических наук, профессор Деревянченко Александр Алексеевич. Годы работы консультантом в Торговом представительстве РФ в ФРГ (Берлин) позволили Александру Алексеевичу оценить потенциал взаимоотношений между нашими странами и, несмотря на современные непростые условия, с оптимизмом оценивать возможности сотрудничества в различных сферах.

Старший научный сотрудник Дома-музея Людмила Морозова рассказала гостям о публикации статей А.Л. Чижевского в Русско-немецком Медицинском журнале и отметила их научную и гуманитарную значимость.

«Миниатюрный космос»

В Доме-музее А.Л. Чижевского открылась выставка спичечных этикеток из собрания музея по космической тематике.

Спички пришли к нам из Англии. В 1826 году их изобрел Д. Уокер. Спичечный коробок в 1889 году придумал Д. Пьюсси. С появлением спичечных этикеток возникла целая ветвь коллекционирования – филумения. Со стартом Космической эры создатели этикеток не обошли вниманием тему космоса. Сегодня спички ушли в прошлое, этикетки стали раритетными экспонатами. Основной фонд музея насчитывает 832 предмета космической филумении. Коллекция сформирована в 1988 году. Вниманию калужан коллекция представлена впервые. Неподдельный интерес у посетителей вызывают спичечные этикетки, посвященные К.Э. Циолковскому. Этикетки изготовлены на Балабановской экспериментальной спичечной фабрике. Их автор — калужский художник-график А.А. Кауров. В основе этикеток – фотоснимки с изображением ученого. Для музейщиков особую ценность представляют эскизы спичечных этикеток, выполненные А.А. Кауровым. Посетитель увидит этикетки различных производителей. Они рассказывают о запусках спутников, исследованиях Луны и планет Солнечной системы, о пилотируемой космонавтике и международном сотрудничестве в космосе. Наборы спичечных коробков посвящены памятным местам К.Э. Циолковского в Калуге, первому космонавту планеты Ю.А. Гагарину, первому отряду космонавтов, запускам космических кораблей «Восток» и «Союз». На выставке можно видеть как отдельные спичечные этикетки, так и тематические наборы, коллекции, типографские ленты. Наряду с обычными спичками представлены спички сувенирные, в том числе каминные, а также старинные фосфорные спички и спичечные коробки 1880-х годов, выпущенные в Медынском уезде Калужской губернии. Возможно, именно в такой коробок учитель Боровского уездного училища К.Э. Циолковский сажал таракана и запускал его вместе с  учениками на воздушном змее. Пусть почувствует счастье полета! На выставке можно видеть упаковку для спичек и спичечницы конца ХIХ века. Здесь же портсигар Генерального конструктора ракетно-космических систем С.П. Королева, а также космические спички — из носимого аварийного запаса космонавтов. Всего на выставке представлено около 200 экспонатов из собрания музея, свыше 130 из них – предметы филумении. На выставке будет интересно и взрослым, и детям. Занятие найдется даже для самых маленьких.

Авторская презентация выставки состоится 20 июля в 16 часов.

Историческое рукопожатие 1975 года

Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского реализует грантовый проект «Рукопожатие в космосе» в рамках Общественной Дипломатической Грантовой Программы посольства США в Москве. Партнерами музея являются ФГБУН ГНЦ РФ «Институт медико-биологических проблем» РАН, ФГБОУ ВО «Московский архитектурный институт (государственная академия)», Международный центр космической архитектуры Сасакава (SICSA), Университет Хьюстона, США.

Проект «Рукопожатие в космосе» запланирован в честь юбилея стыковки на земной орбите в космосе космических кораблей «Аполлон» и «Союз», ставшей символом возможности взаимодействия двух сверхдержав в вопросах развития науки, освоения космического пространства и ответственности за будущее Земли и человечества.

15 июля 1975 года с космодрома Байконур (СССР) стартовал космический корабль «Союз-19» с космонавтами Алексеем Леоновым и Валерием  Кубасовым на борту. В тот же день с космодрома Канаверал (США) стартовал космический корабль «Аполлон» с астронавтами Томасом П. Стаффордом, Вансом Д. Брандом и Доналдом К. Слейтоном. Так был начат первый полет по программе ЭПАС (экспериментальный полет «Аполлон-Союз»).

17 июля впервые в истории пилотируемой космонавтики космические корабли СССР и США осуществили сближении и стыковку, образовав единый орбитальный комплекс. После проверки герметичности стыка  Томас Стаффорд и Доналд Слейтон перешли в стыковочный модуль.  Спустя 3 часа Томас Стаффорд и Алексей Леонов обменялись приветствиями и пожали друг другу руки. Это историческое рукопожатие транслировалось в прямом эфире на весь мир через спутник АТS-6. Для проведения стыковки космический кораблей специалистами обеих стран был создан андрогинный стыковочный узел, разработаны новые радиотехнические системы сближения и стыковки.

Космонавты и астронавты совершили переходы их корабля в корабль, были выполнены совместные эксперименты по комическому материаловедению, по изучению биологический объектов внутри космического корабля, провели кино- и фотосъемку. 19 июля корабли расстыковались; при расхождении до 200 метров выполнялся эксперимент «Солнечное затмение». Затем была осуществлена повторная стыковка. Через 3 часа корабли окончательно расстыковались.

В честь очередной годовщины этого поистине величайшего события в истории двух стран в Государственном музее истории космонавтики имени К.Э. Циолковского открылась выставка «Рукопожатие в космосе», на которой  представлены фотографии, публикации, схемы, чертежи, космических кораблей «Союз» и «Аполлон», символика полета, костюм А.А. Леонова, созданный из специально разработанной для этого полета ткани, макет андрогинно-периферийного агрегата стыковки. Выставка организована в рамках грантового проекта «Рукопожатие в космосе» и будет работать до 4 сентября 2021 года.

Циолковский. Калуга. Космос. Часть 44. Первая мировая выставка моделей…

«Выставка «АИЗ-ИЗа» доводит до Вашего сведения, что 10 февраля 1927 года откроется мировая выставка моделей межпланетных аппаратов и механизмов конструкций изобретателей и ученых различных стран…». Так начиналось письмо, которое много лет назад было разослано ученым Советского Союза, Германии, Англии, Франции, США.

Инициатором выставки стала группа молодых энтузиастов, последователей и почитателей К.Э. Циолковского, которые называли себя «Ассоциация изобретателей – изобретателям». Одна из членов Ассоциации, молодая библиотекарь Ольга Викторовна Холопцева, позднее вспоминала: «С затаенным дыханием слушали мы о калужском волшебнике и мечтателе, думающем о судьбах всего человечества, уверенном в осуществимости своих проектов полета человека в космос. Мы были заворожены всем услышанным о Константине Эдуардовиче и хотели стать полезными в осуществлении его идей. Мы решили, что если нам удастся организовать выставку моделей межпланетных аппаратов и механизмов, то это и будет самым дорогим подарком к 70-летию со дня его рождения, которое исполнялось в 1927 году.

За советом и помощью обратились, прежде всего, к самому Циолковскому. Написали о будущей выставке, попросив ученого высказать свое мнение. В ответ он написал: «…благодарен Вам за интересное и содержательное письмо. Благодарю за обещание фотографий и копий с отзывом… Ваша деятельность, конечно, полезна для распространения идей о заатмосферных полетах, и я не могу ей не сочувствовать…». Кроме того, ученый прислал много литературы, фотографий, материалов для создания моделей его ракеты и дирижабля!».

Он также посоветовал привлечь к участию в выставке зарубежных изобретателей и дал ряд адресов. Откликнулись Ф.А. Цандер и Н.А. Рынин, Макс Валье и Роберт Эсно-Пельтри, Роберт Годдард, Герман Оберт и другие ученые и изобретатели.  Перспектива показать свои труды, познакомиться с русскими учеными была решающей в вопросе поездки в Москву. Немецкий инженер Макс Валье писал: «Многоуважаемые господа!… будут ли профессора Рынин и Циолковский присутствовать на выставке? Я буду очень рад с ними познакомиться… Не могу не восторгаться той смелостью, с которой Вы беретесь за разрешение мировых задач… В Германии для этого слишком консервативны».

Из-за задержек с зарубежными материалами начало работы выставки переносилось дважды, сначала с февраля на март, потом на апрель. Наконец, 24 апреля она была открыта. Константин Эдуардович от души поздравил ее создателей и пожелал им успеха. Выставка по праву стала называться  Первой мировой…».

 

 

Посетителей было много. За два месяца в доме на Тверской побывало более 10 тысяч человек. Среди них поэт Владимир Маяковский, будущие ученые М. Тихонравов и Ю. Победоносцев. По просьбе Циолковского на выставке побывал и молодой ученый А. Чижевский. Разделы выставки отображали развитие идей космонавтики от произведений писателей-фантастов до практических проектов известных ученых и изобретателей. Кроме того, стенды знакомили с современным состоянием астрономии, метеорологии, авиации и воздухоплавания.

Вот как описывал свои впечатления от выставки один из столичных журналистов: «Посетители переступали порог как-то застенчиво, оглядываясь, точно боясь, чтобы не увидел кто и не засмеял. Только у некоторых решительный вид – так и кажется, что этот человек пришел записываться для первого полета на Луну. Впрочем, такие желающие и в самом деле были». Надо сказать, что организаторы выставки уже тогда верили, что звездные полеты не за горами, и, предвкушая их близость, действительно составляли списки первых пассажиров для путешествия на Луну и Марс.

Посетители выставки отмечали ее прекрасное художественное оформление. И это действительно было так. Над оформлением выставки много работал член Ассоциации изобретателей художник Иосиф Павлович Архипов. На витринах у входа в демонстрационные залы посетителей встречало огромное полотно «Лунная панорама», отражавшее научные представления того времени о характере лунного ландшафта. По плану выставки ее ведущей темой должна была быть экспозиция, посвященная Константину Эдуардовичу Циолковскому (фото этой экспозиции представлено на старом снимке). И открывать ее, по мнению создателей выставки, должен был большой портрет ученого. Конечно, существовали фотографии, но портрет с натуры был, несомненно, лучше. Вместе с изобретателем А.Я. Федоровым, горячим сторонником идей Циолковского, Архипов решил ехать в Калугу. Приехали в город утром и сразу отправились к ученому. Он охотно дал ряд советов по организации выставки, но позировать отказался категорически. Тут Федоров вспомнил, что привез показать ученому свою тетрадь с проектом полета на Марс. Константин Эдуардович заинтересовался и, перелистывая страницы, стал высказывать свои замечания. Тем временем, Архипов, достав альбом, начал делать наброски. Сам Иосиф Павлович вспоминал: «Когда Циолковский увидел это, то изменился в лице, стал протестовать: «Что вы, это несерьезно! Ни к чему! Что вы из меня идола хотите сделать?». Дочь ученого, Любовь Константиновна, стала уговаривать отца. В конце концов, он согласился, а потом даже попросил подарить ему один из первых набросков. Я вырвал рисунок из альбома, надписав на обороте: «Гениальному ученому». Он прочитал и в ответ: «Ишь, какой шустрый! И откуда вы заметили, что я гениальный?» Я сказал, что его повесть «Вне Земли», которую я только недавно прочитал, подтверждает это».

Наброски получились действительно удачными, но в процессе работы образ Циолковского показался Архипову настолько интересным, что захотелось запечатлеть его в скульптуре. Трудность заключалась, прежде всего, в том, чтобы срочно найти в Калуге нужное количество пластилина. Несколько часов ушло на поиски. К счастью, удалось достать три коробки. На следующий день, пока ученый с Федоровым вели разговор, Архипов, наблюдая черты и выражение его лица, лепил. Так был сделан небольшой «пластилиновый» эскиз.

Отправляясь на прогулку, Константин Эдуардович пригласил гостей прогуляться вместе с собой. «Потом мы гуляли с ним у Оки, и, узнав, что я одним из первых записался в команду корабля, который должен лететь на Марс, он сказал: «Такие, как вы, можете полететь. Я в этом уверен. Но имейте в виду, сейчас вы не полетите, а если полетите, то погибнете. Для того, чтобы туда полететь, надо еще много сделать «черновой работы», — рассказывал Иосиф Павлович. По «пластилиновому эскизу» Архипов сделал скульптуру, которая и была впервые представлена на выставке 1927 года.

 

 

После закрытия выставки на память о ней организаторы подарили Константину Эдуардовичу альбом фотографий и другие материалы о выставке. Ученый сразу же ответил благодарственным письмом: «Многоуважаемые товарищи, приношу глубокую благодарность за альбом и приложение. Больше всего мне понравились лица учредителей. О чертежах, рисунках и моделях не могу дать заключение по их неясности и отсутствию пояснений… Выставка, думаю, полезна…». Был отправлен в Калугу и бюст, который занял свое место в кабинете. Константин Эдуардович называл его в шутку «идолом». Для сотрудников музея этот бюст уникален — ведь это единственный скульптурный портрет, выполненный при жизни Циолковского.

ДЕНЬ СЕМЬИ, ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ В ДОМЕ-МУЗЕЕ А.Л. ЧИЖЕВСКОГО

8 июля 2021 года в Доме-музее А.Л. Чижевского состоялось мероприятие, посвящённое празднику «День семьи, любви и верности».

Старший научный сотрудник музея Людмила Морозова рассказала историю возникновения праздника и его традиций, отметила значимость крепких семейных уз для гармоничного развития детей. Гости музея узнали о том, насколько важна была поддержка близких людей для Александра Чижевского.

Продолжил мероприятие концерт в исполнении солистов фольклорного отделения ДШИ № 2 им. С.С. Туликова. Беспалова Вероника, Маркова Ксения, Титкова Мария, Слепухина Наталья, Матюхина Анастасия и Пелевина Виктория (класс преподавателей Ващилиной О.Н, Мосиной Т.А., Каргополовой М.Л.) исполнили русские народные песни, частушки, страдания.

Преподаватель Ващилина Ольга прочитала стихи, посвящённые семейным ценностям, напомнила зрителям народные пословицы о семье, любви и верности, провела конкурс загадок.

В завершении праздника гости музея посетили выставку картин ярославской художницы Елены Войновой-Богородицкой «Космическая элегия».

Посмотреть уникальную коллекцию предметов музея
Для посетителей

Контактная информация

Адрес:
ул. Радио, д.17. кор.5,
Басманный район г. Москва
Режим работы:
Понедельник: выходной день.
Вторник: с 10:00 до 18:00.
Среда: с 10:00 до 18:00.
Четверг: с 10:00 до 18:00.
Пятница: с 10:00 до 18:00.
Последняя пятница месяца — санитарный день.
Суббота: с 10:00 до 19:00.
Воскресенье: с 10:00 до 19:00.  
Как проехать:
  • От м. «Курская» трамваи № 24, “Б” до остановки «ул. Радио».
  • От м. «Бауманская» трамваи №№ 50, 37, 45,“Б” до остановки «МГТУ им. Баумана».
  • От м. «Авиамоторная» трамваи №№ 24, 37, 50 и автобус (электробус) № Т24 до остановки «ул. Радио».
  • От м. «Курская» трамваи № 24, “Б” до остановки «ул. Радио».