В рамках традиционно проводимого в Калуге космического фестиваля «108 минут» в историческом здании ГМИК им. К. Э. Циолковского была открыта выставка «30-е. Авиационные».
Выставка посвящена рекордным перелетам советских летчиков, осуществленным в 1920–30-е годы. Это славная страница истории нашей страны, которая показала всему миру, что СССР является мощным государством, которое способно создавать самолеты, как минимум не уступающие по своим качествам иностранным.
Перелеты совершались самые разные: летали в Европу, на Дальний Восток, Китай и Японию, летали в Среднюю Азию, через Памир, в Иран (тогда еще в Персию) и Турцию, активно изучали северное побережье.
Успешная демонстрация достижений отечественной авиации была бы немыслима без кропотливой работы по формированию советской конструкторской школы, созданию мощной авиационной промышленности и подготовки кадров различных авиационных специальностей.
Нельзя недооценивать и роль «Больших перелетов» в формировании в массовом сознании образа героя-летчика, способствовавшего привлечению молодежи в авиацию.
На выставке представлены документы, фотографии, модели самолетов, награды, личные вещи летчиков из собрания Научно-мемориального музея профессора Н. Е. Жуковского – филиала ГМИК им. К. Э. Циолковского, который расположен в г. Москве на ул. Радио.
Вы узнаете о первом советском дальнем перелете из Москвы на Дальний Восток. 6 самолетов, среди которых были самолеты Поликарпова Р-1 и Р-2, а также АК-1 конструкторов Александрова и В. Калинина за 34 дня преодолели более 6,5 тыс. км до Пекина.
С этого момента началась эпоха «рекордных перелетов». Не во всех перелетах действительно были установлены рекорды, но каждый перелет оставил свой след в истории авиации.
В 1926 г. после перелета по ряду европейских стран на самолете АНТ-3 под названием «Пролетарий» за Михаилом Громовым закрепилось неофициальное звание «летчик № 1».
Но самым выдающимся перелетом двадцатых стал в 1929 году перелет из Москвы в Нью-Йорк экипажа Семена Шестакова АНТ-4 «Страна Советов». Несмотря на все трудности, самолет за 70 дней преодолел расстояние более 21 тыс. км, причем более трети пути было пройдено над бурными океанскими просторами.
В 1934 году было учреждено высшее звание в стране – Герой Советского Союза. И первыми, кому было присвоено это звание, были летчики, участвующие в спасении экипажа парохода «Челюскин» – А. В. Ляпидевский, С. А. Леваневский, В. С. Молоков, Н. П. Каманин, М. Т. Слепнев, М. В. Водопьянов, И. В. Доронин.
Текущий 2022 год богат юбилейными авиационными событиями, которые также отражены в экспозиции выставки:
85-летие со дня высадки самолетами на Северный полюс первой дрейфующей станции СП-1;
85-летие главного триумфа отечественной авиации, когда экипажи под руководством Чкалова и Громова осуществили трансполярные перелеты из Москвы в Америку через Северный полюс. А экипаж Громова установил мировой рекорд дальности полета, преодолев более 11,5 тыс. км;
100–летний юбилей образования конструкторского бюро А. Н. Туполева, который внес значительный вклад в создание самолетов, способных преодолевать дальние расстояния. Модели некоторых из них вы сможете увидеть на выставке.
Особое место в экспозиции занимают художественные произведения второго пилота в экипаже Громова – А. Б. Юмашева, который оказался еще и прекрасным художником.
Всего на выставке можно увидеть 39 произведений А. Б. Юмашева, быстрые документально-точные зарисовки и живописные произведения, разные по технике, стилю и художественному уровню, созданные в промежуток с начала 1920-х до середины 1950-х годов.
Выставка продлится в Калужской земле до 11 сентября 2022 года.