К 75-летию первого полета легендарного самолета Ан-2

31 августа 2022 года исполняется 75 лет со дня первого полета самолета авиаконструктора О.К. Антонова – Ан-2.

Впервые идея создания такой машины, многоцелевого самолета короткого взлета и посадки грузоподъемностью 1000-1500 кг для обслуживания труднодоступных районов страны, удовлетворения нужд сельского хозяйства и применения в качестве легкого военно-транспортного, была выдвинута О. К. Антоновым в октябре 1940 г.

Во время войны у О. К. Антонова были другие задачи. Но иногда он урывками успевал делать какие-то расчёты и продолжать заниматься проектом, Перечитав в годы войны некоторые труды по аэродинамике и отчет по испытаниям модели биплана Р-5 с вращающимся винтом в аэродинамической трубе ЦАГИ, Антонов еще более убедился в правильности выбранной схемы.

Из воспоминаний Олега Константиновича Антонова: “Я поразился, какое огромное значение имеет обдувка винта именно для биплана, – вспоминал Антонов – Сам фюзеляж имеет маленькую подъемную силу, а рядом крылья – большую. Таким образом, существует провал в подъемной силе, Это страшна не выгодно и для аэродинамического качества, и для подъемной силы. А когда винт работает, он как бы заполняет эту пустоту, получается отличное распределение подъемной силы, и сразу все получается очень хорошо.”

В 1945 году О. К. Антонов, будучи заместителем главного конструктора ОКБ-115, обратился к А. С. Яковлеву с предложением разработать самолёт собственной конструкции, он показал его Яковлеву и предложил строить “Везделет” на заводе №115 НКАП (ОКБ, возглавляемое Яковлевым). Но тот ответил Антонову отказом, сказав, что “эта машина не его профиля“.

Тогда Антонов стал задумываться о самостоятельной реализации проекта, и в августе 1945 г. обратился к Яковлеву с просьбой освободить его от обязанностей первого зама и разрешить вплотную заняться бипланом. Яковлев не хотел отпускать Антонова, но и препятствовать его начинанию не стал. В качестве компромисса он предложил Олегу Константиновичу выехать в Новосибирск и возглавить филиал своего ОКБ при заводе №153 им. В. П. Чкалова. Фактически это означало готовность Яковлева закрыть глаза на инициативные работы своего заместителя.

Через некоторое время О. К Антонов вновь обратился к А. С Яковлеву, привезя лично ему доработанный проект “Везделета”: объяснительную записку, некоторые чертежи, весовую сводку и т.д. “Изучив этот проект, который мне сразу понравился, – вспоминал впоследствии Александр Сергеевич, – я почувствовал в нем глубокую и самостоятельную мысль“.

В итоге, 26 января 1946 года на титульном листе проекта появилась историческая резолюция Яковлева: “т. Шишкину С. Н. Это интересный самолет, нужно его построить. Поручите затребовать у т. Антонова смету и срок выпуска машины”.

Эта короткая запись и решила наболевший вопрос. Сразу все завертелось. По предложению Яковлева коллегия МАП приняла решение о строительстве самолета.

В марте 1946 года новосибирский филиал ОКБ-115 был преобразован в самостоятельное ОКБ-153. Его главным конструктором был назначен О. К. Антонов.

А 6 марта министр авиационной промышленности В. М. Хруничев подписал приказ № 94, определивший рождение нового конструкторского коллектива – ОКБ-153 при авиазаводе №153.

31 мая 1946 года вышло Постановление ЦК ВКП(б) и СМ СССР №1145-171, утвердившее решение МАП о создании ОКБ-153 и постройке самолета под индексом “Т” (транспортный). Эта дата по сей день отмечается коллективом Антоновцев, как День рождения.

Первый прототип, обозначенный СХА, был построен в 1947 году, с двигателем АШ-62ИР мощностью 1000 л.с.

31 августа 1947 года лётчик-испытатель П. Н. Володин впервые поднял его в небо, в декабре в НИИ ВВС начались его Государственные испытания, которые продолжались до марта 1948 года. 23 августа 1948 года самолёт под обозначением Ан-2 был принят на вооружение ВВС и на снабжение ГВФ.